Главное меню

Воспитываем маленького гражданина полиэтнической страны

Федосова Татьяна Валерьевна — ст. воспитатель
МБДОУ ЦРР № 7г. Бор, Нижегородской области

Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу Родине, народу. Гражданские права и обязанности необходимы в деятельности каждого человека. Становление гражданско-правовой культуры осуществляется в процессе социализации человека, начиная с дошкольного возраста. В нашей стране принимаются специальные государственные программы гражданско-патриотического воспитания на 2001-2005 годы, затем на 2006-2010 годы и на 2011-2015 годы [1]. В программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» подчеркивается важность становления патриотизма, как нравственной основы активной гражданской позиции личности, указываются шаги для развития системы патриотического воспитания. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В Концепции ФГОС общего образования одной из ключевых признается задача формирования российской гражданской идентичности у детей.

В контексте процессов модернизации дошкольного образования, сегодня уделяется большое внимание разработке программ и технологий по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей, формирования начал гражданской идентичности, поскольку именно в дошкольном возрасте происходит фактическое становление личности, развитие её нравственных основ. В возрасте 5—7 лет, — подчеркивают ученые (Левкович В.П., Панкова Н.Г., Снежкова И.А., Хотинец В.Ю. и др.) ребенок приобретает первые, еще фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности, поэтому речь может идти не о воспитании гражданской идентичности, а об ее основах. Поэтому необходима специальная работа в дошкольных образовательных организациях, формирующая гражданскую позицию ребенка как маленького гражданина полиэтнической страны.

Возможностей для решения задач гражданско-патриотического воспитания в условиях детского сада великое множество: через все социальное и природное окружение, красивую и грамотную речь педагогов и родителей, ознакомление с явлениями культуры и, конечно, с историей нашей страны.

Сейчас мы на пороге 70-летия Победы в великой Отечественной войне. С каждым годом отдаляется от нас эта дата, но она должна жить в сердце каждого россиянина, как дата памяти и признательности всем тем, кто отстаивал свободу и независимость нашей страны. Донести суть событий, происходивших в те грозные времена, вызвать у детей чувство гордости и сострадания людям, прошедшим сквозь тяжелые испытания ценой своих жизней и победившим фашизм – наша святая обязанность и гражданский долг. В настоящее время работа с воспитанниками в данном направлении актуализируется фактами искажения истории, возрождения идей нацизма и межнациональной вражды.

В нашем учреждении реализуется специальная программа подготовки к этой дате, начиная, поскольку разовые мероприятия никогда не приведут к должному результату. Каждая тема, осваиваемая детьми с сентября месяца, дает возможность связать настоящее – то, с чем знакомятся дети, с прошлым. При этом важно делать смысловые акценты.

Так, пересекая площадь Победы во время посещения или экскурсий к канатной дороге или к берегу Волги, мы обязательно останавливаемся у вечного огня и минутой молчания чтим память героев. Цветы у памятника появляются не только в День победы, но во все праздничные даты, мы объясняем детям, что если бы герои были живы, они тоже бы праздновали вместе с нами.

Регулярные контакты с детской библиотекой позволяют познакомить детей с событиями войны через посещение выставок, чтение книг. Особенно взволновала детей повесть о Мальчише-Кибальчише, после ее прочтения дети все свои поступки и дела соотносили с образом маленького героя, появилась серия рисунков и различных поделок из пластилина и подсобных материалов, в которых дети отражали запомнившиеся сюжеты. В дошкольном учреждении появилась книга стихов о Великой Отечественной войне, в которой были напечатаны стихи, которые мы заучиваем с детьми, иллюстрированная рисунками детей (право размещения такой иллюстрации нужно было заслужить добрыми делами и техникой изображения).

Существенной стороной процесса формирования основ российской гражданской идентичности является ознакомление детей с различными национальностями, проживающими на территории России, которая для них так же дорога и которую они защищали в годы войны. Такая работа зависит в первую очередь, от этнического состава групп детского сада – так у детей складывается представление о том, что наша страна – многонациональна, и все народы делают свой вклад в ее процветание.

На физкультурных занятиях, в спортивных соревнованиях дети стараются показать, какие они ловкие, смелые, меткие и сильные, что они смогут достойно защищать свою Родину.

Музыкальные занятия вызывают у детей разнообразные эмоции: от веселых («бравые солдаты с песнями идут…» до чрезвычайно печальных «над могилой в тихом парке расцвели тюльпаны ярко…»).

Следует сказать, что роли эмоций в социализации детей мы уделяем большое внимание, основываясь на исследованиях А.В. Запорожца, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелевой, Н.С. Ежковой. Они считают, что эффективность образования обусловлена именно степенью включенности в нее эмоциональных проявлений ребенка как заданных природой естественных ценностных форм жизни. Способствовать этому может как специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, так и акцентирование педагогического процесса на выделении эмоционального компонента на равных правах с познавательным и действенно-практическим.

Каждый год мы организуем специальные социально ориентированные проекты. В их подготовку и проведение активно включаются дети от средних до подготовительной группы, а также их родители. Это проекты «Они приближали Победу», «Боевые ордена и медали», «Техника на защите мира», «Мой папа-защитник Отечества», «Героические профессии», «Мамы разные важны, мамы разные нужны». Дети с родителями изучают биографии своих родных, знакомых и соседей; подбирают фотографии прошлых лет, ищут информацию об их боевых и трудовых подвигах, их наградах.

Традиционными в детском саду стали встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше. Дети с большим вниманием слушают тех, кто помогал нашим солдатам в тылу своей работой; тех, кто в то далекое время были детьми и пережили весь ужас происходящего, узнают о долгой блокаде жителей Ленинграда, о Тане Савичевой и мечтают побывать в Шатках, где находятся ее щемящие душу записи. Наши воспитанники дарят гостям цветы и подарки, сделанные своими руками, читают стихи, поют песни, танцуют.

В старших и подготовительных группах проводятся «Уроки мужества» около памятника «Вечный огонь» на главной площади города – площади Победы. На эту акцию дети и педагоги приглашают своих бабушек, дедушек, мам с папами, братьев и сестер. Присоединяются и простые прохожие с маленькими детьми. Дети сами делают выводы, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, что Родина, простые люди помнят и чтят своих героев. Самое главное, что мы непобедимы в своем единстве, независимо от того, что все мы разные.

В день Победы педагоги, воспитанники, их родители и близкие в очередной раз будут участвовать в параде Победы 9 Мая, пройдут в праздничной колонне по главной улице нашего города, они будут чувствовать это единство, свою причастность к такому важному событию, как маленькие граждане большой страны.

 

Литература:

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). — М.: УЦ Перспектива, 2011г., 296 с.
  2. Асмолов А.Г. Воспитание: социально-педагогические и психологические аспекты. М.: ИД ООО «ВИТЯЗЬ-М», 2005.
  3. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М., 2007.
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» — постановл. Правительства РФ 05.10.2010 № 795.
  5. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Ч. 2 Владос. 2010
  6. Казаева Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07 .-М.: РГБ, 2003
  7. Майер А.А. Введение детей в проблемы социальной действительности (родиноведческий подход): Уч. пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  8. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986.
  9. Соловьёва Е.В., Редько Л.В. Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет в детском саду. М.: Просвещение, 2014.
  10. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.