Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста

Федосова Т.В.,
старший воспитатель МБДОУ ЦРР  №7,
г. Бор, Нижегородской области.

Аннотация: В статье раскрыты подходы дошкольного учреждения к решению проблемы социализации детей дошкольного возраста на основе установления партнерских отношений с учреждениями ближайшего социума.

Ключевые слова: социализация детей дошкольного возраста, социальное партнерство, социальные институты, сетевое взаимодействие, сотрудничество, общественные организации.

Социально-экономические изменения в современном обществе привели к существенным изменениям в сфере образования. Результатом образования должна стать готовность человека к жизни: быть активным участником событий, уметь делать осознанный выбор и принимать решения, строить отношения с окружающими людьми, т.е. образованный человек должен быть хорошо социализирован.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения детей в мир социальных отношений, он рассматривается как начальный этап первичной социализации, когда происходит “врастание в человеческую культуру” (Л.С. Выготский) и закладываются многие личностные качества. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества (Н.Ф. Голованова, И.С. Кон).

Социальное развитие личности происходит при стихийном взаимодействии человека с окружающим миром, но больший развивающий эффект дает специально организованная педагогическая система, в которой ребенок целенаправленно и планомерно осваивает различные стороны культурной жизни общества и сам становится их активным участником. В позитивной социализации и индивидуализации ребенка, развитии его инициативы и творческих способностей отводится большая роль дошкольной организации, что подчеркивается и в ФГОС дошкольного образования (п. 2.3., 2.4.).

Более успешно процесс социализации детей дошкольного возраста осуществляется при наличии в педагогической системе следующих научных подходов:

  • Аксиологический подход: он определяет главные ценности в социализации дошкольников в качестве которых выступают общечеловеческие ценности.
  • Краеведческий подход отражает приоритетность ориентации ребенка в ближайшем окружении, ознакомление с местом, в котором он родился и живет. При этом необходим новый уровень взаимодействия с социальными институтами, расположенными вблизи от детского сада, они должны стать социально доступным звеном образовательной системы.
  • Системно-структурный подход предполагает работу по социализации детей в рамках целостной педагогической системы, в тесном партнерстве и сотрудничестве педагогов и социальных партнеров с детьми.
  • Индивидуальный подход предполагает поддержку и развитие его субъективных потребностей и интересов ребенка, выстраивание индивидуальной траектории развития. Согласно ФГОС ДО, роль детского сада в становлении личности каждого ребенка является очень значимой.
  • Полисубъектный подход предполагает необходимость учета влияния всех факторов социального развития (микрофакторы: семья, сверстники, детский сад, школа и др.), вовлечение их в процесс организованной социализации детей.

Такой подход к проблеме социализации детей естественно предполагает поиск новых социальных партнеров — общественных организаций за пределами детского сада, установление конструктивного взаимодействия с ними и включение их развивающих возможностей в целостный образовательный процесс.

Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и оздоровительными центрами позволяет раздвинуть рамки социального влияния на развитие детей, привлечь учреждения дополнительного образования и другие организации к системной работе с детьми и родителями в условиях микрорайона для содействия успешной социализации воспитанников.

На базе нашего дошкольного учреждения второй год реализуется программа инновационной работы «Организация единого пространства социализации детей дошкольного возраста в условиях микрорайона».

На начальном этапе сотрудниками ДОУ были изучены возможности близлежащих социальных институтов и организаций по предоставлению дополнительных услуг в воспитании и образовании дошкольников.

В результате данной работы сложилась целостная картина сетевого взаимодействия ДОУ с социальными партнерами. Были установлены контакты с 8-мью организациями и учреждениями ближайшего социума. С учетом возможностей каждой организации были установлены договорные отношения и составлены планы взаимодействия с ними, которые значительно дополнили и разнообразили образовательную Программу нашего детского сада.

В течение второго года работы — 2014-2015 учебный год — мы реализуем планы сотрудничества с социальными партнерами. На этом этапе формируется методическая база для успешного осуществления намеченной Программы, создаются рекомендации и материалы для педагогов, вырабатывается система стимулирования для сотрудников-участников инновационной деятельности, детально разрабатываются и реализуются отдельные проекты с социальными партнерами, предусматриваются формы активного участия родителей в реализации поставленных целей. Параллельно с работой внутри детского сада осуществляется тесное сотрудничество по организационно-содержательным аспектам нашей общей деятельности с каждым из социальных партнеров.

Так, работники библиотеки создали для дошкольников цикл бесед: об истории возникновения и развития города Бор, о животном и растительном мире нашего края, о народных традициях и праздниках; о людях, умножающих славу города. В библиотеке на каждую старшую и подготовительную группу заведены формуляры, дети являются активными «читателями» библиотеки. Книги, принесенные в детский сад, рассматриваются детьми, воспитатель проводит беседы о прочитанном, позже они возвращаются в библиотеку. Такая работа приобщает детей к посещению этого учреждения, знакомит с элементарными правилами.

Работники художественной и музыкальной школ организуют выставки изобразительного творчества, музыкальные гостиные, где ребята являются не только слушателями, но и непосредственными участниками вечеров и театральных постановок.

В Пожарной части наши воспитанники знакомятся с техникой и работой пожарных, в детском саду проводятся совместные мероприятия по пожарной безопасности, руками детей создаются соответствующие плакаты.

Встречи с представителями дорожно-патрульной службы, медицинскими работниками из ближайшей поликлиники способствуют профилактике дорожно-транспортного травматизма. Этой проблеме посвящаются открытые занятия, консультации, совместные развлечения, публикации журнала детского сада «Вестник».

В Музее народных промыслов в ЦВР «Алиса» ребята знакомятся с культурным прошлым родного города, архитектурными и культурными памятниками, с традициями семейного уклада, русским бытом, с промыслами, с историей русского народного костюма, с народными и религиозными праздниками. Это помогает решить задачи знакомства детей с малой родиной, воспитания чувства патриотизма и гражданственности.

Совместно с СК «Водник» осуществляется работа по формированию здорового образа жизни старших дошкольников. Так, на базе детского сада созданы две спортивных команды: по легкой атлетике (мальчики) и по мини футболу (девочки). Объединение усилий профессионалов тренерского состава и инструкторов по физической культуре нашего детского сада, приводит к тому, что наши дети ежегодно завоевывают призовые места на городском и областном уровнях. Многие выпускники впоследствии продолжают занятия спортом в секциях по фигурному катанию и художественной гимнастике, становятся членами хоккейной и футбольной команд.

Большой вклад в социализацию дошколят оказывает взаимодействие детей и педагогов с общественной организацией «Советом ветеранов ВОВ и труда». Ветераны войны и труда, люди с нелегкой судьбой являются частыми гостями в нашем детском саду. Дети с огромным вниманием слушают рассказы о жизни таких же мальчишек и девчонок во время войны в тылу, в блокадном Ленинграде, на оккупированных территориях. В ответ дети и педагоги организуют концерты и поздравления для них.

О своих достижениях мы охотно рассказываем коллегам, выступаем на телевидении, освещаем опыт через сайт организации, печатные издания, транслируем его через педагогические конференции.

На заключительном этапе, в конце следующего учебного года предполагается анализ и оценка итогов всей работы, в результате чего будет определена эффективность социального партнерства нашего ДОУ с учреждениями и организациями ближайшего социума.

Однако уже сейчас можно отметить позитивные стороны делового сотрудничества с нашими социальными партнерами. Содержание образовательного процесса в детском саду обогатилось, благодаря тесным контактам с разными организациями.

Деятельность наших партнеров расширилась, у них появились специальные программы, направленные на работу с дошкольниками, тогда как прежде они в большей степени были ориентированы на детей школьного возраста. Наши воспитанники активно включаются в социальные контакты, легко ориентируются в микрорайоне, определяют свои интересы и предпочтения. Так создаются условия не только для их успешной социализации, но и индивидуализации, развития их творческих способностей. И чрезвычайно важным является то, что наши дети, выйдя из стен дошкольного учреждения, будут способны занять себя интересным и полезным делом, сознательно выбирать для этого новую культурную среду собственного саморазвития.

Литература

  1. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
  3. Синицына Г.П., Михайлова В.Е. Образовательное партнерство учреждений общего и дополнительного образования// Дополнительное образование.-2005.-№7.-С.30-33.
  4. Социализация и воспитание ребенка. Н. Ф. Голованова –– СПб.: Речь, 2004. – 272 с
  5. Шель, И. Б. Социальное партнерство / И. Б. Шель, Е. С. Родионова //Справочник старшего воспитателя дошк. учреждения. -М., 2009. — №8.
  6. http://labourmarket.ru/conf/reports.php.