Педагог дополнительного образования по экологии

   

Развивающая предметно-пространственная среда зимнего сада

Окружающий мир насыщен тайнами и чудесами. О чём-то можно прочитать, о чём-то спросить более знающих людей. Но есть в природе такое, что можно лишь прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу и сердце. Стоит лишь прислушаться к голосам птиц, к шуму дождя, к шелесту листвы…

1ekolog

Особенно важно, чтобы взрослые, окружающие ребёнка, сами любили природу, и эту любовь  старались привить детям. Нам с Вами (родители, педагоги) необходимо самим научиться смотреть и видеть, слушать и слышать природу, ведь мы являемся главной моделью для подражания нашим детям. «Удивление рождает любопытство, любопытство — тропинка в любознательность, любознательность — дорога к знанию». Поэтому важно научить ребёнка удивляться. Рассказывайте и показывайте детям всё то, что Вас удивило и обрадовало, делитесь своими чувствами и переживаниями, которые были получены от общения с природой, заряжайте малышей своей эмоциональностью и чувствительностью. Чаще говорите: «Посмотри, как красиво! Как интересно!»

Хорошим помошником в этом будет художественная литература. Книги, как и телефильмы, позволяют детям увидеть и узнать то, что скрыто от него расстоянием и временем. .Но, следует помнить, что никакой, даже самый красивый, видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Ребёнок должен иметь возможность вдохнуть запахи цветов, потрогать кору деревьев, побегать босиком по траве, воде, песку, обнять  и прижаться к деревцу, самостоятельно открыть тайны природы. Во время дождя наблюдать, как капли падают на землю, как стучат по листьям, по стеклу, слушать шум дождя, определяя при этом какой идёт дождь.

Всё это важно для развития органов чувств растущего человека, его эмоций, для развития мышления, т.к. познание природы происходит чувственным путём при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.

С раннего детства следует знакомить детей с правилами поведения в природе, а также учить  их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Обсуждение реальных ситуаций (сломанная ветка, помятая трава, посаженный в коробку жук и т.п.), а также обсуждение проблемных задач,  литературных произведений, традиционно неприятных растений и животных, которые имеют такое же право на жизнь, являются уникальными и требуют к себе доброго отношения, всё это формирует у детей основы экологической культуры, умение проявлять заботу и сочувствие. Ребёнок, сказавший слова «милый жук» или «добрая лягушка», не способен уничтожить этих животных.

Крапива.

Я высокая крапива, серебриста и красива.
А что я кусаюсь — не надо сердиться —
Вдруг наступят, я боюсь,
Вот поэтому и жгусь!

Репейник.

А вот и репейник могучий, в  цвету!
Его на лугу разглядишь за версту.
Цветы отцветут — уж на ветках детишки:
Колючие, круглые крошки репьишки.

Лебеда.

У забора лебеда выросла по-прежнему:
«Не ходите вы сюда! Я такая нежная…»

Многое ребёнок усваивает благодаря подражанию. Главной моделью для подражания становится взрослый. Только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе, можно требовать и от детей того же, терпеливо обучая их азбуке поведения на природе. И невдомёк иным взрослым, как развращают и ранят души детей картины, которые запечатлевают следы варварского поведения на лоне природы, превращающие лесные поляны, полные тайн и чудес, в полумёртвые пейзажи.

Только что родившегося ребёнка можно сравнить с белым, чистым  листом. Ему многое предстоит узнать, увидеть, полюбить. Вот от того, что мы с вами впишем в этот лист, зависит – получим ли мы в будущем не только образованного, но и глубоко гуманного человека, любящего свою семью, родной край и неповторимую природу. Ответственность за сохранение и передачу этого опыта возлагается на нас, взрослых: педагогов и родителей, чей авторитет для малыша велик.

В нашем детском Центре развития ребёнка регулярно проводятся экологические акции, участие в которых  принимают дети, совместно с родителями. Это «Я и мама фантазёры»(изготовление поделок из природных материалов),»Ёлочка – зелёная иголочка», «Я и природа»(фотовыставка), «Поможем птицам»(изготовление кормушек для птиц, плакатов-призывов «Покормите птиц зимой», расклеенных на территории микрорайона).Хочется выразить огромную благодарность активным участникам семьям Сатановых, Овчинниковых, Черновым, Минченко, Булатовым и многим другим. На протяжении всего года они помогали  детям  выражать свою любовь к природе, открывая им глаза на прекрасный мир. Ведь сколько бы ребёнок не запоминал названий растений и животных, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом главные люди в его жизни – родители, безучастны и равнодушны, мы не зажжём в нём любовь к природе.

«Будьте вместе с ребёнком. Познавайте, играйте и развивайтесь. Только при совместной деятельности ребёнок правильно воспримет окружающую его действительность».
Л.С. Выгодский.

Бударина М.Г.

2ekolog

Презентация «Формирование экологической культуры дошкольников»

Консультация для родителей по экологическому воспитанию на тему: «Птицы уголка природы дома и в детском саду»

Консультация для педагогов на тему «О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей»

Конспект «Берегите Землю»

Чтобы задать вопрос, пожалуйста, заполните форму:

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение